Интервью с Николаем Чепелюком, актёром озвучивания, одним из основателей и руководителей Дубляжной. О совместном труде, недопонимании и энтузиазме.
Daria: Расскажите о своём детстве. Где родились, как росли и какие были предпосылки к Вашим нынешним навыкам?
Николай Чепелюк: Родился я в подмосковном городе Щёлково, где и живу по сей день. Предпосылки к уходу в сферу озвучания появились ещё в раннем возрасте. В детстве, смотря зарубежные мультфильмы, всегда думал: «А ведь как-то это было переведено на русский язык, но вот как?». Будучи ребёнком, я не понимал всех тонкостей этого дела, и это казалось для меня магией. Я был из тех детей, что уже росли при ютубе. Скажем так, «новое поколение» детей. Тяга к микрофону у меня появилась где-то в районе 10 лет, но попробовал я себя отнюдь не в озвучке сериалов или фильмов. Я начинал с записи роликов на ютуб. Чего я только не перепробовал. Пробовал в школьные годы быть и ютубером по «Майнкрафту», и по «SAMP», и по «КС». Постепенно блоггерская деятельность привела меня в сферу аниме. Благодаря «подражанию» такому человеку, как Moonlighter (примечание: мой контент был концептуальном во многом похож на его), я познакомился со своим по сей день преданным и лучшем другом Сэбтимусом (Septimus Seb – Роберт-Борис Рыбаков).
На тот момент я уже состоял в старенькой, локально известной команде Anything Group, где озвучивал в большей степени для души и набрался первого опыта. Попробовал вкус озвучаторской деятельности.
С Борей мы сошлись на общих интересах попробовать себя в озвучании куда больших масштабах и принялись учиться чему-то новому. Я по счастливому стечению обстоятельств попал на существовавшие тогда курсы от Студийной Банды, а Сэбтимус, живя в Петербурге, пошёл учиться в другое место к известному актёру дубляжа, что был другом моего мастера. Забавное совпадение вышло.
Через время пришли в команду DubClub, которые на тот момент подавали перспективные надежды. Ребята делали дубляж прямо в онгоинге и уже совместно с их руководителем основали наше собственное ТО, которое с каждым днём набирает всё большие обороты.
Если резюмировать: с детства был интерес, после интерес перерос в разнообразную практику, которая дала разносторонний опыт, а уже дальше из этого начало лепится что-то осмысленное и целенаправленное. Ошибки, учёба и труд. Работа над собой. Как-то так добрался до нынешнего уровня, но до чего-то великого расти ещё очень и очень долго.
D: Расскажите о «собственном ТО». Как пришли к этой идеи, и каково было поначалу?
Н: Наше ТО было образовано из объединения людей с трёх мест одновременно:
1. DubClub – проект, куда мы пришли с Сэбтимусом для совместного дубляжа аниме по «Киберпанку»;
2. Anything Group – проект, где мы с моим коллегой состояли вдвоём и где нам отказали в идеи реализовать озвучку на тот самый «Киберпанк»;
3. Наши знакомые, друзья и люди со стороны. Буквально с разных уголков Фандаба.
Основной целью и идеей нашего ТО было и остаётся – выйти за пределы простого любительского озвучания. На протяжении уже почти полутора лет мы стремимся становиться лучше, чтобы дотянуться до уровня дубляжа профессиональных студией. Прошу отметить, что мы не считаем себя лучшими во всем, мы не профи, но каждый день стремимся научиться чему-то новому.
Касательно идеи основания ТО – пришла она на мою «душевно больную» голову в октябре 2022 года, когда я увидел потенциал в создание вокруг талантливых ребят уютного места, где они смогут творчески реализоваться в сфере дубляжа. Благодаря экспериментам над звуком, что любит устраивать Дима Державин – наш глава звукорежиссёров, – перед нами рухнула главная преграда и тайная «магия» сведения в дубляж. По стечению обстоятельств рядом ещё и оказались режиссёры с образованием в этой области.
Перенести что-то похожее на работу профессиональных студий в фандаб – наверное, это я могу назвать своей давней мечтой, которая в тот момент начала сбываться. Удалённая студия дубляжа и закадрового звучания под названием «ТО «Дубляжная»» была основана 23 октября 2022 года из объединения людей с проектов DubClub и Anything Group.
Через несколько месяцев один из основателей Денис SKIDEN Петров покинул наш коллектив по собственному желанию. Он был и остаётся руководителем DubClub.
Считать ли нас отколом от его команды или нет – уже сугубо личное дело каждого, но ещё долго даже после его ухода мы работали с ним и его проектом нога в ногу, но постепенно наши дороги разошлись.
На пути было много различных преград, чтобы довести проект до нынешнего цветущего состояния. Если посмотреть, то первый год мы практически ничего не выпускали и работали очень локально. Из крупных проектов за то время можно выделить фильм «Судзумэ, закрывающая двери», что по сей день наш самый успешный проект. По статистике Anixart уступаем мы на этой картине исключительно такому крупному проекту, как AniLibria, что я могу назвать достижением. Конкуренции на этом проекте было очень много. Помимо нас было ещё 3 или 4 дубляжа, один из которых официальный от студии Bravo Records.
На данный момент мы работаем над построением системы внутри коллектива, над тем, чтобы мы могли увеличить объёмы производимых тайтлов без ущерба для качества. Дубляжная находится на стадии роста, периодически получает донаты от аудитории, а также коммерческие заказы со стороны абсолютно разной направленности.
Вести проект в одного сложно, поэтому у меня есть прекрасные товарищи, с которыми я разделяю обязанности и веду наш коллектив в светлое будущее. Мы не будем останавливаться на достигнутом, а будем идти дальше, преодолевая любые преграды. Бывают белые полосы, бывают чёрные. Какие-то люди покидают нас, какие-то приходят. Это всё ложится на плечи руководства, когда приходится держать стержень коллектива и собирать из абсолютно разных людей что-то единое и стабильное.
Как мы любим говорить в наших внутренних чатах: «Дубляжная здесь навсегда».
D: Какие же планы у Дубляжной на будущее? А у Вас лично?
Н: На данный момент мы стремимся к тому, чтобы переходить преимущественно на дубляж и отказываться от классического закадра. Единственной преградой являются затруднения в поиске режиссёров, способных вытягивать наши темпы и объёмы работы, а ещё мало опытных звукорежиссёров, но в обоих вопросах это дело наживное, и прямо сейчас мы учим ребят по этим двум направлениям внутри нашего коллектива.
В будущем хотелось бы, чтобы мы могли обеспечить наших ребят полноценным заработком, чтобы наше хобби превратилось в любимую и хорошо оплачиваемую работу. Всей душой и сердцем хочется связать свою жизнь с этой сферой. Озвучание – наш дом!
Стать номер 1, любой ценой. Никого иного исхода я, как идейный вдохновитель всего этого, не приму. Нам предстоит долгий и тернистый путь, но это не значит, что мы сдадимся на полпути. Таковы цели и перспективы нашего ТО, а значит и мои. Амбиций много, а Дубляжная и я горим их реализовать.
D: Расскажите об учебной стороне жизни.
Н: Школьные годы были весьма спокойными, учёба протекала достаточно легко. Всегда учился на «4»-«5», за всё время ни одной «3» в четвертях не было. Отучился все 11 классов. Был открытым и общительным человеком. Долгое время относил себя к технарям, учился в физмат классе. После школы поступил в МЭИ, там проучился первый курс и понял, что хочу попробовать связать жизнь с актёрством. Сейчас, находясь в академическом отпуске, учусь на подготовительных курсах в Высшем театральное училище им. М. С. Щепкина. Решил попробовать реализовать себя в том деле, к которому лежит душа.
D: Расскажите об Anything Group.
Н: Пришёл я туда где-то весной 2020 года, благодаря своему знакомому на тот момент. Ceaser привёл меня по знакомству в этот коллектив, и пробыл я там два года. На тот момент озвучание было исключительно моим хобби. Озвучивал с переменным успехом и набирался опыта. Помнится, как делали там «Re:Zero», «Кагую», «Клинок, рассекающий демонов», «Реинкарнацию безработного», пару фильмов и два стареньких сериала. Sad_Kit (руководитель AG) даже пару раз принимал участие в проектах Дубляжной, но буду честен, что давненько не общался с ребятами оттуда. С этим проектом у меня связано много теплых воспоминаний о беззаботных деньках. Проект озвучивает именно на голом энтузиазме и это подкупает, берут зачастую старые тайтлы, которые остались без качественной адаптации на русский язык. Как-то так.
D: DubClub?
Н: Касательно DubClub, после работы над «Киберпанком» и совместным с их руководителем основанием Дубляжной, я состоял там какое-то время, где-то с середины зимы до лета минувшего года. С Денисом родилось определённое недопонимание, и я ушёл после того, как меня сняли с релиза по причине «просто потому что». Мой уход породил череду разборок внутри коллектива, и итогом стало полное обновление состава DubClub и ухода оттуда старых участников. Я не могу сказать, что именно мои действия повлияли на то, что произошло в итоге, но со многими ребятами мы успели стать друзьями, и им не очень понравилось, как со мной поступили. После своего ухода меня не сильно волновало, кто там состоит, а кто нет, но всё посыпалось, как домино, и люди по одному ушли оттуда. Наверное, ситуация со мной просто перевесила чашу весов, потому что определённое недовольство руководителем там зарождалось ещё и до моего появления. Мне любят приписывать раскол DubClub’a, потому что по итогу большая часть той команды теперь составляет 1/3 каста моего коллектива, но состояли люди и там и тут более полугода без каких-то препятствий, а некоторые продолжают состоять по сей день. Мы сотрудничали и даже выпустили совместный проект «Nier: Automata». Наверное, это мой самый ёмкий рассказ о тех событиях, потому что, бесспорно, моё нахождение в DC познакомило меня с множеством крутых и интересных людей, а также привело в мир фандаба полноценно.
D: Как Вы воспринимаете фандаб в целом?
Н: Здесь смотря что мы называем фандабом, потому что после ухода официальной озвучки термин слегка расплывчат. Студийная Банда – это фандаб или нет? Вопрос риторический. Для кого-то «да», для кого-то «нет».
Моя трактовка этого термина весьма субъективна, но это исключительно моё мнение. Фандаб – это озвучка, не выходящая за рамки бесплатной, то, что было озвучено на голом энтузиазме и для души, без корыстной подоплёки. Без желания заиметь с этого себе имя, славу или вознаграждение. Скорее, что-то альтруистическое. Сделанное одними людьми для других и куда была вложена душа.
Фандаб – чудесное явление, которые породило множество талантливых ребят, которые начинали озвучивать в своё удовольствие, а после превратились в талантливейших артистов. Хороший пример – Катя Гершкович из FRONDA попала в Студийную банду; Анна Мосолова вышла из фандаба, побывав в АниЛибрии. Примеров много, перечислять могу долго.
Моё отношение к фандабу более чем положительное, но есть свои минусы. Ребята очень часто заплывают фандаберскими штампами, которые сложно выбивать из себя спустя годы, сам грешу подобным, но мне кажется, что плюсов всё же больше.
Отношу ли я себя к фандабу? Не знаю. По своей трактовке термина – нет, потому что есть конкретные корыстные цели. Если смотреть с точки зрения обывателя – да. Для обычного человека я всё ещё фандаббер.
D: Что можете посоветовать новичкам?
Н: В первую очередь учиться, учиться и ещё раз учиться. Не верить в иллюзорное ощущение: «Как же у меня всё хорошо получается, я очень круто озвучиваю». Чаще всего это мираж, который образуется у человека, только вливающегося в какую-то новую деятельность. Чем лучше вы будете становиться, тем больше своих ошибок увидите. Зачастую люди, обладающие истинным талантом, не признают своего мастерства, потому что умеют обращать внимание на свои изъяны. В этом деле невозможно уметь всё и вся. Нужно всегда стремиться стать лучше, иначе вы просто сядете на штампованные рельсы и уже не доберётесь выше достигнутого уровня. Эта профессия требует трудолюбия и упорства. Здесь не бывает всё и сразу.
D: На этом всё. Большое спасибо за развёрнутые ответы и интересное интервью. Желаем удачи и успехов.
Н: Вам тоже большое спасибо! Был приятно удивлён, что ко мне обратились с просьбой дать интервью. Надеюсь, что читателям будет интересно познакомиться с моей личностью и моим ТО. Вам тоже удачи и всего хорошего!