Интервью с Chocola

Итак. Никто не ждал, никто не просил, никто не хотел, но оно случилось: интервью. А любезно согласилась его дать Chocola — один из создателей и бывшей лидер Harmony Team, основатель и руководитель Free Flight, вокалистка, звукорежиссер и просто хороший человек. Она расскажет о своём жизненном пути и его трудностях, а также немного заденет историю возникновения в России аниме-культуры, песенного фандаба и фандаба в целом. Получилось длинно, но весьма интересно.

 

 

Daria: Расскажите о своём детстве. Где Вы родились? Как у Вас открылись вокальный данные и как Вы их развивали?

 

Chocola: Родилась я в солнечном Душанбе – столице Таджикистана. Моя мама очень хотела, чтобы я занималась музыкой, поэтому с раннего детства (в дошкольном возрасте) я посещала эстетическую школу, где было три предмета – немецкий, музыка и рисование. Я больше всего любила рисование, но моя мама упорствовала, и мне пришлось смириться – музыка, так музыка.

Когда пришло время поступать в школу, на прослушивании маме сказали, что петь я никогда не буду (хехе!), и что слух и чувства ритма у меня очень плохие, так что совершенно непонятно, как я буду учиться. Моя школа была не совсем обычной – общеобразовательные предметы шли в программе вместе с музыкальными, и проводила времени я там очень много. У меня действительно были плохой слух и чувство ритма, так что моя учительница по сольфеджио махнула на меня рукой. Но… моя мама упорствовала. Я часами занималась с метрономом и угадывала ноты, которые мама играла мне на фортепиано, хотя, если честно, как любому маленькому ребёнку мне хотелось гулять. Не помню, сколько лет это продолжалось, но домашние занятия помогли – у меня выработались абсолютный слух и хорошее чувство ритма. Кроме этого, я стала успешно участвовать в фортепианных концертах и конкурсах, хотя в то время для меня всё это было лишь забавой. Если бы всё шло хорошо, после окончания школы я бы поступала в Москву – наша школа была настолько популярна и почётна, что её выпускников с радостью принимали в любом крупном городе СССР. Я совершенно не помню, как там обстояли дела с вокалом, к сожалению.

Но, когда мне было 9 лет, пришлось покинуть Душанбе и переезжать в другой город – началась война. Было очень сложно, особенно – адаптироваться на новом месте. Подробности я, пожалуй, опущу – нужно было всё это пережить, так как какого-либо выбора не оставалось.

После того как моя семья переехала в Тимашевск – маленький город под Краснодаром, меня отдали в местную музыкальную школу и мой музыкальный путь продолжился, практически не прерываясь. Я по-прежнему участвовала в фортепианных концертах и конкурсах, занимая места и отдавая бОльшую часть жизни музыке. Однако тут начался и мой вокальный путь – учительница по хору обнаружила у меня… голос. Меня сделали солисткой, я даже участвовала в конкурсах, хотя и не всегда успешно – перед конкурсами непосредственно вокалом со мной занимались не так много, как мне бы того хотелось. Больше времени при этом уделялось обучению стоять на сцене и работать на публику. Петь мне определённо нравилось. Но очень не нравилось, когда заставляли кривляться на публику, одевали как куклу и так же красили. Поэтому конкурсы для меня скорее были мучением, чем радостью. Другое дело – обычные концерты музыкальной школы, где я солировала. Мне очень нравилось петь с хором – всегда были самые светлые чувства.

 

Daria: Что было дальше? Куда Вы поступили? С какими трудностями встретились? И как познакомились с фандабом?

 

Chocola: Здесь я сделаю лирическое отступление и скажу, что в то время люди, увлекавшиеся аниме, считались скорее странными, чем нормальными. Поэтому «мультики», конечно, смотрели все, но найти единомышленников было сложно.

После девятого класса школы я поступила в музыкальное училище в Краснодаре на специальность «Теория музыки». И вокала, насколько я помню, там не было совсем, зато фортепиано было обязательным предметом. Так началась моя жизнь без родительского надзора, в другом городе, где я никого не знала.

О том времени скажу только то, что я не справилась с учёбой в училище, ушла оттуда после 2го курса и закончила в итоге муз.-пед. колледж. Зато в колледже был хор, нас даже учили им дирижировать. Ещё там у меня были занятия по вокалу. Но… я была не в восторге. Развитие моих способностей не очень интересовало педагога, зато я участвовала в конкурсах и концертах. Ещё в этот период жизни я познакомилась с фэнтези-клубом города Краснодара, пела на менестрельниках, запоем писала стихи (что в итоге помогло мне в будущем, при работе с текстовиками), а также попробовала себя в качестве композитора – написала несколько песен в фэнтезийной тематике и даже весьма успешно участвовала с ними в конкурсе самодеятельной песни. Вокруг было много творческих людей, было здорово что-то делать с кем-то вместе – например, я не умела играть на гитаре, но умели мои друзья. Тогда же я впервые записалась на студии – бэк-вокал для песни одного из друзей (в дальнейшем именно этот человек научит меня азам записи голоса в домашних условиях). В фэнтези-клубе обнаружились люди, увлекавшиеся аниме, но их было немного и поиск «странных людей» продолжался. И так по разным ниточкам он постепенно привёл меня к филиалу аниме-клуба «RAnMa«. Можно сказать, мой путь к нынешнему фандабу тесно переплелся с увлечением фэнтези, аниме, пением, поиском «странных людей», моей жизнью в музыке и целым ворохом разных пёстрых событий (не всегда адекватных).

 

Ещё… у нас не было интернета. Аниме мы смотрели по «кабельному», с кассет, а компьютеры только начали появляться у редких везунчиков. С анимешниками из других городов мы переписывались письмами. Иии… тогда я начала свои первые попытки петь что-либо из аниме и даже записывать свои потуги на магнитофон. Самой первой такой песней была Infinity из Lost Universe и текста у меня, конечно же, не было, так что хорошо, что кассета не сохранилась ^_^’. Меня настолько покорила эта песня, что я постоянно её напевала и очень старалась правильно её выучить и спеть, но, если честно, получалось плохо – из-за никакого произношения и «не японского» звукоизвлечения звучало всё довольно грустно. И… это был вызов. (Хотя всё равно получалось плохо!) Благодаря друзьям из аниме-клуба я узнала об OSTах, о том, что существуют инструментальные версии песен и о караоке, конечно же. Потом у меня появился доступ к компьютеру, и я стала пытаться записывать что-то уже на компьютер. Тогда нельзя было просто загуглить «микрофон для записи голоса» и не было USB-микрофонов, так что мой первый микрофон к компьютеру не подошёл – нужен был ещё усилитель, о чём я не знала. Соратники по аниме-клубу были в курсе, что я пытаюсь петь и, пока у меня не было интернета, помогали мне, чем могли. Когда у моих друзей появился интернет, мне рассказали о Жене (Akiba Itsuki), которая тоже поёт песни из аниме на японском, английском и русском, записывает их и выкладывает на свой сайт, который посещают даже японцы (тогда это было очень крутым прорывом для русской анимешницы, сейчас же – более чем обычное явление). Меня очень воодушевила эта история и так появилась первая мечта – я хотела научиться записывать песни, сделать свой сайт и выкладывать своё творчество туда, чтобы слушали люди. У меня не было знакомых переводчиков, поэтому пела я на японском, выслушивая текст. Из первых более-менее адекватно записанных песен того времени я могу назвать «Mononoke Hime», какие-то песни из «Sailor Moon» и первые попытки записать «Kiseki no Umi» из «Lodoss War». Послушать их нельзя, потому что когда у меня появились интернет и сайт, я уже понимала, что вряд ли это можно показывать. Хотя одна песня каким-то образом всё-таки оказалась у моих друзей (и мне было ужасно стыдно, когда я об этом узнала спустя много лет). В 2002 году у меня появилась возможность жить в отдельной квартире без хозяев, на первом этаже (не страдают соседи снизу!) и записываться столько, сколько душе угодно. И тогда же у меня появился доступ в интернет и мой первый сайт.

Подведя итог этому периоду, самым трудным в жизненном плане могу назвать следующее – научиться принимать решения самостоятельно, постоянно переезжать с квартиры на квартиру и уживаться с незнакомыми людьми (не было денег, чтобы снять отдельную квартиру, поэтому снималась комната в квартире с хозяйкой, или всё перечисленное вместе с ещё одной студенткой). В начале творческого пути самым сложным была нехватка постоянного интернета, материалов и скиллов. И переезды тоже очень влияли – либо не было доступа в интернет, либо не воспринимали адекватно домашнее пение, а пение на японском языке – тем более. Доступной информации ни о чём не было. Из-за скорости диал-апа музыка доставалась (выкачивалась) мучительно долго и трудно – альбом можно было качать неделями, одну песню – всю ночь; самой популярной тогда программой для «выуживания» караок из сети была WinMX, так что одну инструменталку вполне можно было качать месяц.

 

Daria: Как я помню, Вы участвовали в Radiant Records, но до его основания ещё как минимум пять лет. Чем Вы занимались в этот период времени? И как попали туда?

 

Chocola: До основания РР больше пяти лет, но фандаб существовал уже тогда, правда, тогда этот вид деятельности назывался не фандабом, а пением караоке, а вокалисты назывались караокерами. Я, к сожалению, не помню, кто и когда предложил этот термин, но он хорошо нам подходил.

До момента появления в моей жизни Radiant Records, была ещё куча времени и событий, прошло несколько этапов развития вокальной фандаб-культуры в России. Оказалось, что суровая реальность немилосердна к тем, кто хочет выкладывать своё вокальное творчество в Сеть. Ютуба и Вконтакта тогда ещё не было и, чтобы «выйти в люди», мне пришлось освоить азы HTML и приступить к созданию сайта. Кроме того, пришлось начать интересоваться и оформительской стороной вопроса – нужно было придумать дизайн, не похожий на другие. Из смешного – самым популярным шрифтом для оформления «кавайных» сайтов тогда считался Comic Sans, который часто использовали японцы для оформления своих сайтов и блогов. Но трудности всё равно только начинались – необходимо было найти хостинг, ведь песни весили немало для того времени, и многие бесплатные хостеры не поддерживали загрузку тяжёлых файлов на сервер. Стандартно предлагали от 5 до 20 мб на сайт. Ну как можно было музыканту существовать на таком пространстве?

 

Выкручивались по-разному: например, сайт создавался у одного хостера, а для хранения музыки регистрировались аккаунты у других хостеров. Но если тебя, такого умного, обнаруживали, то аккаунты со всем содержимым удалялись. Если аудиозапись весила слишком много, её архивировали и делили на части – и, чтобы послушать одну песню, слушателям приходилось скачивать пазл. Потом оказывалось, что какая-нибудь из частей архива скачивалась битой, и песню послушать сразу было нельзя. Нужно было перекачивать. Также, из-за низких скоростей диал-апа, большие файлы в Сеть загружались очень медленно. В общем, поиск пространства был крайне увлекательным, но иногда и печальным – несколько раз у меня удаляли всю музыку, приходилось переезжать, заново всё вгружать в Сеть. Это было тяжело, тянулось долго и очень демотивировало. Зато стимулировало переделывать или добавлять новые элементы в дизайн сайта: «на новом месте – новый дом».

Общение с посетителями сайтов велось в гостевых книгах или на форумах. В основном, было очень уютно и лампово, но были и недоброжелатели. Чаще всего это были люди, недовольные тем, что мы «коверкаем оригиналы» (проблема, знакомая и сейчас многим вокалистам).

Но хороших сторон освоения Сети было больше – у меня появилось много знакомых и друзей, которые увлекались аниме. Я стала общаться с людьми из ближайших филиалов клуба RAnMa – ростовского и воронежского, могла узнавать что-то новое самостоятельно, и мне больше не нужно было выслушивать тексты песен, ведь уже тогда существовал замечательный сайт animelyrics.com. Также оказалось, что Женя хоть и первая, но не единственная в России, кто поёт песни из аниме, что есть и другие. Это очень радовало и вдохновляло.

Караокеры в основном общались в ICQ, IRC, также многие вели дневники на livejournal.com. В то время не было такого понятия как «саппорты»; каждый в аниме-сообществе занимался тем видом творчества, который ему был близок. Видео для каверов было чем-то запредельным, и если кто-то вдруг брал чью-то перепевку и делал под неё видео, то это считалось очень крутым. (Кроме всего прочего, видео чаще всего некуда было вгружать – слишком много весило) Были тогда и русские переводы песен, но их эпоха только начиналась. Я познакомилась с Эгис-тян, которая предложила мне спеть свой перевод Otome no Policy из Sailor Moon, и так у меня появился первый русский кавер. Также я подружилась с Kyuuketsuki, на чьи слова выпустила песню «Ангел-хранитель» уже в «Harmony Team», много лет спустя. И, конечно же, мы активно общались с художниками – а как иначе?) Меня нашёл Меркуриус, который впоследствии очень помог мне с хостингом (и до сих пор мой сайт живёт только благодаря ему). Я познакомилась с замечательными ребятами из минского клуба «Анибел» и Ильпалаццо-сама оттуда долгое время помогал мне со звукорежиссурой песен. Тогда же я узнала, что такое «фанаты» и насколько сложно поддерживать связь с общественностью. Не обошли меня стороной и творческие страдания на тему «меня никто не слушает», «у меня ничего не получается!», нервные удаления дневников, песен и так далее…

В целом, заниматься всем этим было очень интересно, но иногда – сложно. Например, я не знала, что можно записывать вокал по кусочкам, поэтому записывала песню целиком. Я училась критически подходить к своей работе, тщательно анализировала своё пение и много работала над устранением ошибок, дикцией и «японским» звукоизвлечением. И, конечно же, мне хотелось, чтобы звучало всё идеально, поэтому дубли с фальшивыми нотами и другими ошибками безжалостно отбраковывались (а их было очень много). Я училась делать качественные релизы, это требовало больших затрат времени и сил. Но я не могла остановиться – творчество захватило меня настолько, что я готова была пробовать ещё и ещё, пока не оставалась довольной результатом (по этой причине слова некоторых песен, которые были тогда записаны, помню до сих пор). Кроме того, в моей жизни происходили различные события, которые влияли на меня, мои эмоции, и однажды я поймала себя на мысли, что пение стало необходимостью. Оно поддерживало и помогало жить. Из забавных моментов вспоминается то, что помимо колоссальной эмоциональной разрядки, была ещё и физическая нагрузка – вокалисты не понаслышке знают, как отлично качается пресс, если правильно и много использовать «дыхалку».

Летом 2003 года моё время пребывания в Краснодаре закончилось, и я уехала домой. Жизнь изменилась, интернета и возможности записываться у меня не стало, так что поставки моих каверов в Сеть прекратились и связь со многими людьми оборвалась. Но, незадолго до этого я познакомилась с организаторами питерского фестиваля «Манифест», и меня позвали участвовать в конкурс «караоке». Это был первый фестиваль в России, который проводил такой конкурс. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда человек, поющий анимешные песни вживую, вызывал восхищение (даже если он стоял столбом и пел плохо, но это, конечно же, продолжалось не очень долго ^_^;). Первый конкурс караоке на «Манифесте» успешно прошёл в 2002 году, поэтому ребята решили продолжить эксперимент.

Так для меня начался следующий этап творческой жизни, и появились новые перспективы. «Манифест» стал первым аниме-фестивалем, на который я собралась, однако в России на тот момент существовали и другие аниме-мероприятия. В основном на них было очень по-домашнему, тепло – почти все друг друга знали и были большой семьёй, которая встречалась в разных городах, и это было прекрасно.

 

Daria: Я так понимаю, дальше у Вас в творческой жизни был большой перерыв?

 

Chocola: Казалось, что в творчестве действительно будет продолжительный перерыв, но всё вышло по-другому.

Как я и говорила, организаторы «Манифеста» позвали меня на свой фестиваль, и я решила поехать. К сожалению, прошло всё не так, как ожидалось. Я очень много готовилась, на репетиции всё было хорошо, но, когда на самом конкурсе я подошла к микрофону и запела, он вдруг начал сильно фонить. Я растерялась – это было моё первое выступление на аниме-публику, опыта работы с микрофоном у меня не было, сделать с этим я ничего не смогла и мне никто не помог. Выступление было провалено, но я всё равно не сдалась и выглядела достойно – петь, правда, пришлось без микрофона… Это был довольно грустный, но познавательный опыт. Так в мою жизнь пришла аниме-сцена, которая сразу дала понять – будет нелегко. И это стало последней каплей моей нелюбви к конкурсам.

 

Ещё одним сильным впечатлением фестиваля стал мюзикл по аниме «Sakura Taisen», который поставили организаторы фестиваля. Ребята пели вживую и это было потрясающе! Благодаря появившимся друзьям, я ещё какое-то время пробыла в Питере и успела за это время выступить на паре аниме-вечеринок. К сожалению, климат Питера оказался для меня совершенно не подходящим, и я уехала в Москву. Тут тоже нашлись друзья, которые помогли мне остаться в городе и найти работу — и домой я так и не вернулась. В эти годы в России начинали появляться другие фестивали и на некоторые из них тоже стали активно звать «караокеров». А в Москве начинался «бум» аниме-вечеринок, появлялись новые люди, желающие их организовывать. Активно развивалось аниме-коммьюнити, появлялись новые аниме-клубы, приходили новые люди. В интернете создавались и/или активно развивались различные ресурсы, где анимешники общались. Из тех, что я помню — ru-anime.livejournal.com и до сих пор активный animeforum.ru, позднее появился и 2ch.ru (нынче это 2ch.hk). В 2004 и у караокеров появилось своё сообщество, где мы делились своим творчеством, найденными инструменталками, текстами, опытом и просто общались. Так же на сообщество подписывались и те, кому было интересно наше творчество. Благодаря популяризации аниме, анимешное коммьюнити увеличивалось. Росли и потребности слушателей. Стали появляться «критики», которые не понимали ничего в вокале и записи, но активно высказывали своё мнение (часто – не по делу). Не всем из нас это пришлось по вкусу и часть олдскул-караокеров постепенно начала уходить в подполье. Также не всем было близко создание «шоу» из выступления – зрителям уже недостаточно было просто пения или передачи эмоций, нужна была зрелищность. Среди караокеров появились вокалисты, которые не записывались, однако активно выступали на аниме-сцене и благодаря этому стали популярны. Также появились первые музыкальные группы, делающие каверы на аниме-песни. Это были «Suki Da!» и «Четыре Четверти» — и они были замечательными! Где-то в те годы я успела побывать в жюри таких фестивалей как «Аниматрикс», «Тя-но-ю»… Потом неожиданным и неприятным сюрпризом стал уход вокалистки из «Suki Da!» – и меня вдруг позвали в группу. Я согласилась (не без колебаний), и это круто изменило мою сценическую жизнь. У «Suki Da!» было очень много фанатов, недовольных тем, что группа решила продолжить свою деятельность. И, хотя я не имела отношения к жизни группы до этого, всё равно была втянута в конфликты и была вынуждена оправдываться за то, чего не делала и о чём не знала… Кроме того, с ростом популярности аниме-вечеринок, появилась конкуренция между их организаторами. Кто-то из оргов даже додумался предложить исполнителям подписывать юридически недействительный контракт, согласно которому исполнители выступали бы только у них. Так творчество превратилось в самый настоящий шоу-бизнес.

 

К сожалению, эти изменения рассорили многих. У многих выступающих возникала дилемма – кем из своих оргов-друзей «пожертвовать» ради «славы» и внимания. Кроме того, популярность не всем пошла на пользу – рост ЧСВ, конкуренция, ощущение избранности и собственной исключительности мешали порой трезво смотреть на события и пути многих разошлись. Появились сплетни, конфликты, активно использовался чёрный пиар. С развитием культуры анонимности в рунете (и невозможности получить по лицу в ответ на хамство), анимешники стали лезть и в личную жизнь исполнителей, активно её обсуждая и искажая факты. Всё вышеперечисленное выглядело очень противно, сильно демотивировало и уводило от причины, по которой я начинала петь. В итоге я решила прекратить выступать соло, перестала следить за событиями аниме-сцены и занималась только своей группой. Однако совсем прекратить сольные выступления не получилось – меня активно звали в Екатеринбург, и я не могла отказать – там всегда встречали по-домашнему тепло. Моя группа поменяла название на «Mura-Kami», которое мы для себя переводили как «Бумажные боги» или «Деревня богов». И в этот период времени я совершенно забросила сайт и записи аниме-каверов делала очень редко – всё внимание уходило на репетиции и выступления группы.

 

Daria: Простите, я немного запуталась, в каких годах это было?

 

Chocola:  Начало этого куска точно в 2003, конец где-то в 2007-2008. 2007 скорее, чем 2008.

 

Daria: А в каком году Вы вступили в Radiant Records?

Chocola:  Я к ним присоединилась в 2010.

Daria: А что Вы делали в этот промежуток времени?

 

Chocola: Занималась группой (мы писали новые песни, много репетировали, выступали), личной жизнью и ММОРПГ – Ragnarok Online. Потом у группы наметился кризис – у участников стали появляться дети, репетиций и выступлений стало меньше и я снова стала искать поющих людей)
Ну и мы с подругой в 2010 создали сообщество animekaraoke.diary, потому что в ЖЖ активности не было совсем, да и не многие в то время уже сидели на livejournal. И в наше сообщество пришли Лен, Эмнили и ещё многие люди, а потом где-то в ноябре, кажется, я написала Лену на счёт РР, спросив: «А можно ли к вам?»  Мне написала Полька, сказала, что лидер не против, и так я попала в группу)

 

Daria: Чем Вы занимались в RR?

 

Chocola: А вот тут ничего особенно рассказывать) Я была вокалисткой, немного участвовала в редактуре текстов (очень немного) и успела записать лишь одну песню до того, как группа решила озвучивать аниме и произошёл конфликт интересов…

Озвучка аниме меня не интересовала и местами раздражала, поэтому я не хотела этим заниматься, даже ради группы или чего бы то ни было ещё.
Раздражала скорее в плане неусидчивости. Я не была уверена в своих силах + хотела заниматься пением и тратить свободное время на него, а не на обучение актёрскому мастерству и озвучанию.

 

Daria: Таким образом, Вы, Len и Polka ушли и, чтобы не расходиться, решили основать Harmony Team?

 

Chocola: Да)

 

Daria: Расскажите об этом поподробней. Как это происходило, как шло развитие проекта?

 

Chocola: После того, как мы оказались одни, нужно было придумать, что делать – жизнь продолжалась. Какое-то время мы просто плыли по течению. Потом я предложила не оглядываться на прошлое и создать свою группу. Название группы придумала, если не ошибаюсь, Polka, и оно полностью отражало нашу точку зрения на работу в группе: всё должно решаться миром и союзом равноправных людей, быть в гармонии. Эмблему тоже придумала она, а Kaminari придала ей завершённость.

Поначалу, когда нас было мало, всё было весело и оптимистично. Мы вполне довольствовались тем, что редко и в силу своих возможностей выпускали каверы на русском. Однако в группу стали приходить новые люди – кого-то приводили Len или Polka, кто-то нас находил сам. Polka создала канал, а я предложила создать паблик, чтобы было, где развиваться. Чем больше мы заявляли о себе, тем сложнее становилось: мы стали уже не просто творческим сообществом, но ещё и конкурентом, со всеми вытекающими из этого последствиями. Но были и предложения сотрудничества: например, мы выпустили опенинг и эндинг из аниме «Gosick» для «Shiza Project«. Периодически группе помогали ребята, которые больше не состояли в фандабе, но поддерживали с нами хорошие отношения. Например, Asato, который занимался тюном и звукорежиссурой – в частности, он сводил песни для «Госики». (Тюн – это сокращение от «Vocal Tuning»).

Мне на несколько месяцев пришлось оставить группу, так как подняли аренду квартиры, и я искала работу. К моменту моего возвращения выяснилось, что людей в группе уже много, но никто толком не представляет, чем заниматься. Начались сложности – оказывается, чтобы от группы был какой-то толк, людьми должен кто-то руководить. Срочно нужно было продумывать организацию работы группы. Также появилась необходимость где-то хранить информацию – раньше мы передавали её в личных сообщениях Скайпа, но теперь её стало слишком много – так появился форум и место для сайта. Нас очень выручил мой старый друг Mercurius, о котором я уже упоминала (на его личном сервере до сих пор живёт мой сайт). Поначалу руководство всей группой было полностью на мне, это было тяжело, и я понимала, что не справляюсь…

Потом я разделила группу на отделы и стала продумывать, как распределить обязанности. Мне также очень помогло то, что я работала помощником руководителя и многому училась на своей работе, наблюдая и усваивая информацию. Стало полегче. Так, постепенно, камень за камнем, создавался прочный фундамент группы. Вокалистами занимались я и Len, функцию координатора художников взяла на себя Kaminary, текстовиков я предложила Yuki Eiri, клипмейкеров возглавила Polka (она, кстати, нарисовала и сделала самое первое PV в группе). Чтобы наш паблик не пустовал (релизы выходили очень редко), я предложила публиковать в нём личное творчество наших художников (а затем и вокалистов) и писать небольшие статьи на тему поющих сейю и музыкальных аниме. Статьями занялась Ivaniska, дополнив рубрику интервью с мемберами группы. Редактурой занималась сначала я, а потом и Юки. Так появился ещё один отдел (и я, простите, не помню его название). Позднее он стал называться отделом пиара (если мне не изменяет память). Потом из клипмейкеров появился отдел сабберов, который возглавила Jay. Существовал ещё отдел программистов и технарей, куда поначалу входил целый один человек – муж Ивы, Nomachi. Отдела звукорежиссуры тогда ещё не существовало, сводили своими силами (первые работы сводила Len, потом учиться звукорежиссуре стала я и Polka). Ошибки работы группы совместно разбирались и обсуждались отделом координаторов – мной, Леном, Полькой, позднее к нам подключилась Джей и другие люди, влившиеся в команду координаторов и понимающие в том, «чего мы все хотим от звука». Мы действовали по принципу «одна голова хорошо, а две – лучше!» Хотя порой эффект получался не совсем таким, каким ожидался: мнения были такие разные, что возникали споры…

Постепенно группа переехала из Скайпа в личные сообщения и конференции ВКонтакте. Там были забавные сложности: все мемберы «не влезали» в конференцию из-за того, что можно было добавить только 30 человек…

Кроме внутренних проблем существовали и внешние – нас очень сильно критиковали за качество и за само наше существование. Это было грустно и тяжело, но мы не сдавались. Справедливости ради стоит отметить, что именно жёсткая критика побудила меня внимательнее относиться к нашим работам. К сожалению, были и те, кого негативная сторона нашего существования угнетала и заставила сдаться. Многие уходили, так ничего в группе и не сделав.
Постепенно в группу стали приходить разные люди, не связанные с фандабом, но вдохновлённые нашей работой, и это было очень здорово!

Потом к нам присоединился Pro_Gamer, который соображал в звукорежиссуре. Он пригласил своего друга Trouble, и так у нас начал образовываться отдел звукорежиссуры. На какое-то время Лен выпала из руководства группой и творческой деятельности – устроилась на работу, которая отнимала очень много времени и сил. Я стала изучать мелодин, потому что у меня абсолютный слух и полный спектр музыкального образования за плечами…

Постепенно развивался и паблик: мы стали иллюстрировать небольшие истории из жизни группы в формате стрипов, и нам вдруг стало не хватать маскота. Полька придумала скетчи маскотов, а Каминари придала им завершённость – так у нас появились близнецы Ниа и Аин… Потом мы стали выпускать календари-обои на рабочий стол. Надо сказать, что в то время все мемберы активно поддерживали любую позитивную идею и старались участвовать в жизни группы по максимуму.

Итак, со временем я пришла к тому, что работа руководителя группы требовала от меня больших затрат сил и времени. Группа росла. Нас стало очень много – около ста человек. Не все мемберы были постоянно активны, однако, группа всё равно уже перестала быть маленьким междусобойчиком. Чтобы иметь какую-то основу для грамотной критики нашей работы, мне пришлось учиться разбираться во всех видах деятельности группы – от пиара и политики до редактуры вокала, видео, артов и бог знает чего ещё… Я даже решила начать изучение звукорежиссуры и, благодаря рекомендации Onkel’я из «Shiza Project», поступила на курсы в МИТРО. На курсах я познакомилась с замечательным человеком-композитором и звукорежиссёром NiKiNiT, и он был так добр, что согласился с нами работать. Так у группы появился свой композитор и бонусом к учёбе – возможность записываться на студии (даже на двух!). Через некоторое время по финансовым причинам мне пришлось оставить курсы, но возможность записываться на студии не пропала – в МИТРО по-прежнему учились Онкель и Никинит, и мы могли приезжать записываться в любое время, когда студии были свободны. Кстати, благодаря Онкелю на этих же студиях было записано и немало работ «Радиант Рекордс». Так мы познакомились с прекрасными вокалистками Nanami и Misato

 

Daria: Я много слышала о расколе команды, в результате которого ушла крупная часть участников, в том числе и Вы. В чём была его природа?

 

Chocola: О природе раскола говорить грустно. На раскол группы повлияло, как я считаю, довольно много негативных вещей. Выросшее ЧСВ у части мемберов и у части координаторского состава; необязательность и лень; различие во взглядах на эскалацию конфликта с РР, на качество выпускаемого материала, на собственные способности и отношение к людям; нежелание брать на себя ответственность за свои же поступки и ошибки; двойные стандарты, которые проявлялись очень во многом — от потребительского отношения к чужому труду, до отношения к другим людям и подхода к работе над выпускаемыми релизами.

Раскола избежать было нельзя – он, естественно, начался «с головы». С самого начала руководителей было несколько и никто не предусмотрел, что со временем единомышленники могут разойтись во мнениях. Стать соперниками, со всеми вытекающими из этого последствиями. Даже если бы я осталась в группе, раскол всё равно бы произошёл – нынешние руководители не хотели пытаться сосуществовать со мной и теми правилами, в создании которых они сами принимали непосредственное участие. Уже при мне стали устанавливаться такие порядки, когда мнение части координаторской стало необязательным и решения принимались не на основании обсуждения координаторской, а на основании личных предпочтений двух людей.

 

Daria: Хорошо, я вижу, Вам неприятно об этом говорить, так что идем дальше.
Что было потом? Вы же какое-то время нигде не участвовали. Как Вы решились после всего, что было, создать новую команду?

 

Chocola: Даа, это была та ещё авантюра ^_^’ Поначалу не хотелось вообще ничего. Однако жизнь продолжалась. Я попробовала заняться сольным творчеством и поняла, что так, как раньше – сайт (паблик) в одиночку – уже не получится. Я отвыкла работать только для себя. Кроме того, соло – это всё равно не в одиночку. Это всё равно работа с друзьями/коллегами. А ещё в любых отношениях есть моменты, ради которых хочется продолжать, хочется искать тех, кто сможет разделить твой путь. Никогда не забуду, как мы ходили на студию и вместе там записывались и обсуждали песни; как сочиняли свою первую оригинальную песню и работали над ней на студии, потом выложили её и как все этому радовались. Как мы трудились над многими релизами, моменты преодоления и как мы с Юки после выложенного хора встречали рассвет последнего нашего совместного дня рождения ХТ (рассвет, кстати, был совершенно потрясающий!)… Делать что-то позитивное, с желанием двигаться вперёд и стремлением разделить творчество, учиться справляться с проблемами и преодолевать сложности – вместе. Сначала я хотела присоединиться к какой-нибудь из уже существующих групп, но в единственную группу, куда бы мне хотелось попасть, набор закрыт. Так была создана ФФ. Не могу сказать, что было только радостно. Было и печально, и страшно, но тут, пожалуй, без подробностей. ^_^’ Получилось… не совсем так, как планировалось. Проблем больше, чем ожидалось (и в жизни тех, кто руководит группой, в том числе), но надежду мы не теряем и продолжаем работать.

 

Daria: Почти конец года, самое время думать о планах на следующий. Если не секрет, какие они у Вас? А в целом, какое у Вас представление о своём и командном будущем?

 

Chocola: Планы есть, но не очень хочется их раскрывать – если что-то не получится, будет не очень хорошо.
Больше работать, конечно же! Новые релизы. Хочется открыть набор в некоторые отделы группы, начать больше общаться с подписчиками.
У меня лично… Хотелось бы больше петь, конечно. Но это, к сожалению, как получится.

 

Daria: Хорошо, Ваше право.
Итак, напоследок. Вы рассказали почти обо всей своей жизни, плюс – Ваш возраст, он довольно большой для фандаба. Из всего этого можно сделать вывод, что Вы весьма опытный вокалист и человек в целом. Что Вы можете посоветовать молодому поколению?

 

Chocola: Мне бы хотелось пожелать, прежде всего, – терпения – вагон и маленькую тележку! Оно поможет не сдаваться, когда что-то не получается и не бросать всё, когда совсем всё пошло не так, как рассчитывал. Ещё хочу дать несколько советов. Во-первых, относиться с уважением к тем, кто помогает и поддерживает на пути. Особенно, если это делается бесплатно.

Во-вторых, обращать внимание на объективную критику (это когда объясняют, что конкретно неудачно в релизе и готовы пояснить, почему) – именно эта критика чаще всего помогает нам расти.

В-третьих, всегда искать пути развития. Читать мануалы, смотреть видео, учиться чему-то новому – никогда не знаешь, что и когда понадобится, а когда понимаешь, что и где пошло не так, сможешь повлиять на ситуацию и релиз выйдет быстрее и переживаний по этому поводу будет меньше.

Ну и в-четвёртых – осознавать, что фандаб это как маленькая сцена. Есть и конкуренция и соперничество, со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Успехов на творческом пути, пусть всё у вас обязательно получится!

 

Daria: Благодарю за интервью, за такие развернутые ответы и уделённое время! Удачи и спокойствие Вам.

 

Chocola: Спасибо большое за интервью, было интересно поучаствовать! И удачи вам и вашему проекту! Благодарю так же тех, кто осилил интервью целиком. *^_^* Надеюсь, было интересно.

Оставьте комментарий