Анализ ситуации с рынком контента

Анализ ситуации с рынком контента

Именно с этой фразой я хотел бы начать сегодняшний монолог. В мире произошло множество изменений, они глобальные, они приводят рынок в трансформацию и неизвестно, когда она закончится. Давайте попробуем вместе провести анализ ситуации — я выскажу свое мнение, а вы можете мне возразить.

Что уже?

Практически все крупные медиакомпании — владельцы и производители качественного зарубежного контента — покинули российский рынок. Опуская политику, вызвано это тремя основными факторами:


1. Общественное давление аудитории на компании и корпорации на «домашних» рынках, воздействие культуры отмены на экономические (и не только) процессы. Любой предприниматель в здравом уме никогда не откажется от части рынка и части прибыли. Но западным компаниям, для которых ключевые рынки — американские и европейские, клиенты выбора не оставляют.

Все видели, как работает cancel-культура — и все ее бояться, никто не хочет потерять основной пулл потребителей из-за продолжения деятельности на нашем рынке, а ведь потребители контента — самый капризный вид потребителей. Вскрывшаяся, как гигантский гнойник, русофобия, подпитываемая местной пропагандой, сейчас изливает свой поток на всю медиасферу, а местами экстраполируется до уровня открытой дискриминации по национальному или языковому признаку.

В связи с этим есть риски, что не только зарубежный контент перестанет легально поступать на российский рынок, но и русский контент, в том числе — озвучка фильмов и сериалов, пропадет из западных сервисов. И, к сожалению, даже при оптимистичной оценке такой тренд сохранится надолго, даже если все вдруг чудесным образом помирятся — афтершоки культуротрясения мы будем ощущать на себе долго.


2. Затруднение с получением финансовых потоков с территории Российской Федерации. В первую очередь, из-за санкций и проблем с межбанковскими транзакциями — принимать и проводить выплаты становится тяжело. Если вы заметили, то основные стриминговые сервисы, типа Netflix, объявили об уходе только после объявления отключения MasterCard и Visa для российских клиентов. В этот же пункт можно записать потерю рекламодателей, сужение рекламного рынка в нашей стране, снижение покупательской способности и другие характеризующие кризис экономические факторы.


3. Отключение сетевой инфраструктуры. Сперва американские Lumen и Cogent Communications, а сегодня и британская LINX отключают нас от своей сетевой инфраструктуры. Это не значит, что нас отключат от интернета, но доставку контента в хорошем качестве сильно осложнят. Теперь информационные потоки будут идти преимущественно через азиатские магистрали, в связи с чем нагрузка на них возрастет, транслировать в нашу сторону и обратно стримминговым сервисам станет сложнее и дороже.


Также можно привести десяток-другой более мелких факторов и частных случаев.

Будет круто, если о них напишите вы.

Все вышеописанное касалось того, почему те или иные компании уходят с рынка сами. Но у нас по ту сторону экрана — информационная война, а это значит, что некоторых выдворяют насильственно. РосКомНадзор уже заблокировал Facebook, десяток-другой СМИ, объявил о предстоящей блокировке Instagram, YouTube на очереди. Список неокончательный.

Что сейчас?

На самом деле, те процессы, которые мы можем наблюдать сейчас — процессы обратные глобализирующим. В интернете, назначение которого — стирать границы в общении и передаче информации, сейчас расчерчиваются четкие границы. Многим (странам, бизнесу, людям) становится понятно, что пользоваться чужим — опасно и сродни тому, чтобы добровольно идти в заложники. В Китае это осознали и сделали давно, а мы будем вторыми, но будьте уверены, дальнейшая локализация информационных сервисов — общий будущий процесс для всех самостоятельных экономик.

Это не значит, что информационные сервисы перестанут выходить на зарубежные рынки. Но требования по их «приземлению» на рынок каждой отдельно взятой страны будут более жесткими, а деятельность более подконтрольной. Либо прими и зарабатывай, либо… Итог ясен.

Великий исход медиакомпаний из России — это шок для каждой стороны. Эти компании теряют много денег и подобное решение — вынужденное. Однако, это стресс и для нашей экономики, хотя бы с точки зрения людей, занятых в медиасфере. Помимо никому не нужных инфоцыган, без работы и денег остаются музыканты, актеры, звукорежиссёры и так далее вниз по очень длинному списку. Что мы получим из этого? Конечно же, воскрешение полумертвого пиратства.

Сами власти заявлениями и слухами по разблокировки Rutracker, отменой уголовного преследования по экономическим преступлениям, намекают нам, что в ближайшее время на пиратов будут закрывать глаза в той или иной степени. Особенно, если пираты не будут транслировать точки зрения отличные от государственной. Но следует помнить, что еще не все правообладатели ушли из России. Например, от Dentsu такого заявления я пока не видел. А те, кто ушли — сделали ли они это фактически или только номинально?

Что потом?

Прогнозы сейчас — дело неблагодарное, но все же.

Стоит смириться с тем, что ситуация, которая началась в феврале — надолго. Пройдет много времени прежде, чем все придет в норму, но сама норма будет уже другой. Западные компании вернутся сразу, как только смогут, но конкурировать им придется на совершенно иных условиях. Примеры можно посмотреть в Китае.

Предпосылок для появления и укрупнения отечественных аналогов западных сервисов — много. Соцсети, контентные, стримминговые и другие сервисы — спрос на это все будет в той или иной степени удовлетворятся. Свято место пусто не бывает, а ниш сейчас освобождается много. Какие-то меры поддержки и послабления от государства — будут.

Сейчас все в руках тех, кто держит себя в руках.

 

Оставьте комментарий