В октябре 2025 в Про Фандабе регулярно публиковались стихотворения, в связи с чем этот период был объявлен «стихийным месячником». По его завершению мы собрали весь контент в отдельный пост и попросили внештатного эксперта оценить рифму критическим взглядом на субъективный вкус. Одновременно с этой публикацией на ресурсах ПФД проводится публичное голосование за лучший, ну или хоте бы просто «не плохое» стихотвероние на тему фандаба.
1. Боец из чата
В нашем чате жил боец —
Матом рвал любой конец.
И ругался, как на барже,
Не щадил ни дам, ни старших.
Он врывался ураганом,
С матом, правдой и обманом.
Спорил даже с ботом чата,
И орал: «Я прав, ребята!»
Но однажды, в гневе диком,
Вышел он, грохоча криком.
В нашем чате — тишина,
И только эхо где-то: «А-а-а…»
Простенькая, почти лубочная зарисовка сетевого архетипа. Ритм рубленый, почти кабацкий. Атмосфера передана неплохо, особенно этот финальный уход «грохоча криком» и наступившая «тишина». Жизненно, узнаваемо, но без малейшей глубины или метафоры. Чисто ситуативный юмор, не более. 5 из 10
2. Удачный кастинг
Основатель проекта сидел у окна,
Он тысячу войсов послушал сполна.
“Ищу я актёра на роль короля,
А слышу лишь скрежет, как будто пила!”
Приходит парнишка, простужен немножко,
Читает он строчки неровно и робко.
“Вот это талант!” — восклицает директор,
“Хрипит как король наш — больной и столетний!”
Классический производственный анекдот, переложенный в стихи. Завязка ясна: основатель ищет актёра на роль короля. Развязка, где простуженный паренёк идеально попадает в образ «больного и столетнего» монарха, так себе, но забавна. Крепкая, завершённая история. 7 из 10
3. Идеальный кандидат
В поисках голоса, звучного, ясного,
Для принца-изгнанника, хранителя гиасса.
Нужен мне тембр, как струйка ручья,
Чтобы дрожала душа у меня!
Конечно же с радостью за это возьмётся,
Парень успешный, красивый и стройный.
Живёт он в Москве, женат на красавице,
Я верю, я знаю, ведь он точно справится!
Начало задаёт высокую планку: поиск ясного голоса для принца-изгнанника. Но вторая строфа внезапно съезжает с критериев таланта на бытовые характеристики: «успешный», «красивый», «женат», «живёт в Москве». Этот диссонанс выглядит непреднамеренно комично. Словно автор сам себя убеждает в выборе, опираясь на статус, а не на голос. Фокус потерян. 3… нет, 12 из 10
4. Рождение звезды
Я помню чудное мгновенье,
Когда ты в двери к нам вошла,
И голос твой, как вдохновенье,
Пленил всю студию сполна.
Теперь ты главная актриса,
Твой голос нас всех свёл с ума.
А начиналось всё с каприза:
«Хочу озвучивать сама!»
Ты даришь образам движенье,
Их воплощая без труда.
И это чудо вдохновенья
Нас будет радовать всегда.
Явная отсылка к Пушкину («Я помню чудное мгновенье» ). Комплиментарная ода главной актрисе подчёркивает, как она «дарит образам движенье». Однако опора на столь хрестоматийную строку задаёт невыполнимую планку. Остальной текст — простой и приятный, но не более. Увы, вторично. 6 из 10
5. Незаметный труд
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Монтирую звуки ночною порой.
Товарищи спят, им не ведом мой труд,
А завтра все славу себе заберут.
Так часто бывает в фандабе суровом —
Наш труд незаметен, я как скромный поэт.
В шуме тональном, над россыпью звуков,
Прорвётся в эфир чей-то страстный дуэт.
И снова Пушкин («Сижу за решёткой…» ), но здесь отсылка работает острее. Это мощная ирония, описывающая труд звукорежиссёра, монтирующего звуки по ночам. Ощущение непризнанности («Наш труд незаметен» ) — нерв всего «сурового фандаба». Образ работы «над россыпью звуков» очень точен. В этом тексте есть подлинный пафос и боль невидимого творчества. 8 из 10
6. Гимн энтузиастам
Про Фандаб несёт народу повесть
Про талант, что не требует громких имён.
Доносит правду, чистую как совесть,
О тех, кто в мир кино и аниме влюблён.
Раскрыта творчества священная готовность,
В текстах, где каждый факт в детали воплощён.
В их публикациях — культуры нашей повесть,
О мире, что энтузиастами рождён.
Их репортажи — словно чуда пропись,
О том, кто в дело искренне влюблён.
Они хранят энтузиастов повесть,
На тех страницах, где каждый вклад учтён.
Ключевое слово «повесть» назойливо повторяется четыре раза. Автор пытается возвысить хобби до уровня культурной миссии, говоря о «правде, чистой как совесть» и «священной готовности». Идея воспеть энтузиастов благородна, но патетика кажется избыточной, на грани самолюбования. 6 из 10
7. Путь к признанию
Духовной жаждою томим,
Он в мир фандаба устремился.
Сценарий был непостижим,
Но он озвучить не страшился.
Прошёл огонь, и медь, и хрип,
И сотни дублей в три рассвета.
Теперь его узнает мир —
Он лучший чтец планеты этой.
Третья отсылка к Пушкину («Духовной жаждою томим» ), на этот раз к «Пророку». Это амбициозная попытка мифологизировать путь актёра озвучки. Строка «Прошёл огонь, и медь, и хрип» (замена «воды» на «хрип») — удачная адаптация. Стихотворение описывает мучительный процесс работы на пути к мастерству. Эффектно показан фандаббер как творец, страдающий за искусство. 7 из 10
8. Те самые голоса
Из пустоты рождается звучанье,
Из тишины — симфония миров.
Наш голос — это мостик пониманья
Меж зрителем и сутью всех основ.
И пусть не услышат наш труд миллионы,
Но в каждой озвученной сцене — душа.
Мы фандаб-алхимики, мы — чародеи,
Что дарят бессмертье героям слова.
Пожалуй, сильный текст. Он уходит от бытовых зарисовок к настоящей философии. Прекрасные метафоры: голос как «мостик пониманья» и авторы как «фандаб-алхимики» и «чародеи». В строках «И пусть не услышат наш труд миллионы, / Но в каждой озвученной сцене — душа» есть то самое тихое достоинство, суть увлечённого, некоммерческого творчества. Короткий, но зрелый финал. 8 из 10
Благодарим за внимание. До встречи в следующем году!
